Кому направлять жалобы на проблемы в сфере ЖКХ

Коммунальное хозяйство – та область, на работу которой по статистике жалуются чаще всего. И зачастую, обращения не имеют положительного ответа. В большинстве случаев из-за того, что направляют их совсем не в то ведомство и составляют неправильно.

Так как и куда нужно обращаться, если возникли проблемы в квартире, подъезде, на лестничной площадке, в доме, на придомовой территории?

Жалоба в Управляющую компанию

Обращение не в то ведомство – это как раз одна из причин, что жалобы не работают. Например, жители дома недовольны работой управляющей компании – сломан домофон, не меняют разбитое стекло, подъезды плохо убраны, не вывозится мусор пр. В таких случаях жалобы направляются только у Управляющую компанию, а не в Жилинспекцию, что часто делают. Жилинспекция – совсем не то ведомство для обращения в подобных ситуациях. Подобные обращения все равно будут спущены в управляющую компанию. Авторы жалобы только потеряют время, что затянет решение проблемы.

Сейчас, для того, чтобы связаться с УК, есть много вариантов. Это можно сделать напрямую, через мобильное приложение – они есть у всех крупных компаний. Возможно оставить обращение на сайте УК или написать ее непосредственно в офисе.

А вот если управляющая компания не предоставила ответа в течение 30 дней со дня регистрации жалобы, и проблема так и не решена – тогда смело можно уже обращаться в вышестоящую инстанцию – в Жилинспекцию или Управу района. Тем более, что сейчас это сделать очень легко, и ходить никуда не нужно – достаточно написать в электронную приемную на сайте этих организаций.

Более серьезная инстанция – прокуратура. Она проведет проверку истинности и обоснованности обращения, выдаст предписание Управляющей компании.

Но писать подряд во все инстанции тоже смысла нет. Также, как и перечислять в обращении все организации, в которые вы адресовали свое послание. Потому что рассматривать ваше обращение будут только по первому указанному адресу. Все остальные организации примут к сведению, оставив без ответа.

Жалоба в полицию и пожарную инспекцию

Зачастую при любых возникающих проблемах люди спешат пожаловаться в полицию  – начиная от шума ниже этажом, заканчивая мусором в подъезде или выгулом соседской собаки в неположенном месте.

Здесь важно понимать, что полицейские имеют свой ограниченный круг полномочий. Они ничем не смогут вам помочь, если сосед сверху вас затопил, или кто-то сделал незаконную перепланировку. Вызывая наряд по таким случаям, вы просто отвлекаете сотрудников МВД от их непосредственной работы.

По поводу незаконных перепланировок следует направлять жалобы жилищную инспекцию. Если вас затопили – оставить заявку в аварийно-диспетчерскую службу. Ее представители вместе с управляющей компанией и собственником составят акт, определят виновных.

Нарушение режима тишины, порча общедомового имущества, пьяные дебоши, драки, курение в подъезде –  вот это уже повод обратиться в МВД или к своему участковому.

Жаловаться в Пожарную инспекцию нужно при захламлении тамбуров, холлов перед лифтами, подвалов и чердаков. Подобное относится к нарушению правил пожарной безопасности.

Кому направлять обращение

Это очень важный момент – прежде, чем писать по какой-то проблеме, нужно узнать, кто действительно отвечает за нее. Например, есть вопрос с уборкой территории. И за нее не всегда ответственна Управляющая компания. Это может быть примыкающая муниципальная территория, и тогда ответственность за нее несут местные власти и следует обращаться с жалобой в отдел благоустройства муниципалитета. Так что, если в данной ситуации написать жалобу в управляющую компанию, она резонно ответит, что не занимается этой проблемой и нужно обращаться в другую организацию. И это опять потеря времени.

Для того, чтобы жалоба быстро дошла до адресата, можно воспользоваться городскими порталами. Например, в Москве – это mos.ru, Активный гражданин, Наш город. Платформы давно функционируют, успешно себя зарекомендовали. Все письменные и электронные обращения фиксируются и направляются точно по адресу, им присваивается уникальный номер, по которому впоследствии можно отслеживать судьбу обращения.

Обращение должно быть правильно написано

Как ни банально это звучит – но проблему нужно внятно описать, независимо от того, в адрес кого подается жалоба. В ней должно быть понятно, собственно, на что человек жалуется. Зачастую обращения бывают совершенно нечитабельными, непонятными, и именно поэтому они не имеют никакого обратного действия. Жалоба должна быть лаконичной, лучше написать ее по лекалу – суть проблемы, адрес происходящего, дата возникновения.

Не надо писать пространных эмоциональных писем, сваливая все в одну кучу. Должно работать правило: одна жалоба – на одну конкретную проблему. Если в обращении будет отражено много проблем, скорее всего – и это в лучшем случае, автор получит ответ на один самый простой вопрос. Обращение будет снято с контроля, ведь формально он отправлен. А насколько ответ информативен – это уже другое дело.

Помогут ли жалобы при проблемах с соседями?

Эксперты утверждают, что разногласия с соседями происходят по таким поводам, которые лучше решить мирным путем. Хотя бы с этого нужно начать. На практике, вместо того, чтобы по-хорошему поговорить с соседом, начинают писать жалобы всем подряд. Самые частые бытовые ситуации – выгул собак без намордников и в неположенном месте, шумные работы, поздние вечеринки, оставленный мусор в холлах и около мусоропроводов и пр. Любое обращение в различные инстанции вряд ли будет эффективным, кроме того, наверняка разозлит соседей еще больше. Например, в Москве за выгул собаки без поводка, намордника всего лишь небольшой штраф – до двух тысяч рублей. Вряд ли он остановит людей.

Какие вопросы очень сложно решить с помощью жалоб?

К сожалению, есть такие проблемы, которые практически невозможно решить с помощью жалоб. Это касается квартир, которые стали складом мусора, приютом огромного количества животных. Проблема, увы, распространенная. В такой ситуации сначала можно обратиться в Роспотребсоюз, который направит собственнику предписание за нарушение санитарных норм. Если это не возымеет действие, выход только один – исковое заявление в суд. Юристы отмечают, что были случаи, когда решение суда обязывало убрать помещение, а все затраты на уборку затем возмещал собственник. Но такие случаи редки и судебных решений приходится ждать годами.