В Москве очередная волна сноса гаражей. Несмотря на обещанную компенсацию, многие владельцы не хотят расставаться со своим имуществом. Зачастую сопротивление выливается в столкновения с полицией и рабочими.
В столице уже снесли тысячи гаражей. Освободившаяся земля используется под различные нужды. На месте бывших гаражей строят детские и спортивные площадки, разбивают аллеи, обустраивают места для отдыха, возводят многоэтажные дома и многоуровневые парковки.
Металлические боксы и так называемые «ракушки» первыми пошли под снос. Теперь начинают избавляться от более серьезных гаражных сооружений – автобоксов, возведенных в 70-х годах. Многие из которых перешли детям или внукам в пользование по наследству.
Большинство владельцев совсем не рады лишиться своего имущества, даже и за компенсацию, которую выплачивают городские власти. Хотя многие признают, что все эти гаражи – уже старый пережиток времени и эпохи. Старые коробки, уродующий архитектурный вид. Большинство гаражей используются не по назначению – мало кто оставляет на ночь там свою машину. Как правило, там склад старых вещей, владельцы могли оборудовать там погреб для хранения дачных запасов урожая. Можно найти много объявлений, в которых предприимчивые владельцы предлагают гаражи в аренду или на продажу под мастерские, магазины, склады, пункты приема металла, шиномонтаж и даже для проживания.
И вот теперь гаражи могут сравнять с землей буквально за считанные дни. Их владельцы жалуются во всевозможные инстанции на незаконность действий. Давайте же разберемся, законен ли снос частных автобоксов.
Например, жители одного из московских районов узнали, что у московских властей есть планы на территорию гаражного кооператива. Они настойчиво жаловались и боролись, обращались к властям – но напрасно. На месте гаражей теперь уже расчищенная от руин территория. Но собственники по- прежнему считают действия властей противозаконными и пытаются добиться – по их мнению – справедливости.
Эти гаражи начали строиться еще в 1970-х годах. С тех пор там хранили не только машины, но личные вещи местные жители. Власти еще с советских времен не раз давали разрешение на расширение гаражей, тем самым, по мнению жителей, подтверждая законность построек.
Год назад, председатель гаражного кооператива сообщил, что гаражи планирую снести, нужно прийти в Управу района, заполнить необходимые документы, чтобы после сноса получить компенсацию. При этом, было неизвестно, что планируют построить на месте гаражей.
Владельцы гаражей упирали на то, что им не предоставили никаких документов. Хотя на самом деле было официальное решение градостроительно-земельной инспекции. Но по мнению владельцев, эта инстанция не вправе принимать подобные решения. Понимания, насколько законны требования властей, у людей не было. К тому же они хотели точно знать, что будет построено на месте гаражей. Чтобы уже после этого рассматривать варианты с компенсацией.
Члены гаражного кооператива разделились на два лагеря – часть подписала заявления. Вторая часть продолжала протестовать и требовать у разных инстанций проект благоустройства, запланированного на территории гаражей.
Поэтому, гаражи владельцев, подписавших согласие, практически сразу снесли. Другие гаражи не трогали, но продолжали убеждать людей поставить подпись. Также владельцы были уверены, что раз гаражи стоят на единой бетонной основе, то они являются капитальными и их снос возможен только по решению суда. Сам факт наличия бетонных построек был подтверждается актом обследования автостоянки от 2022 года, где указано, что 90 гаражей – металлические, а 3 – бетонные. А за бетонные гаражи полагалась компенсация 350 тысяч рублей. В то время, как за металлические – 175 тысяч.
В итоге, через несколько месяцев на территории гаражного кооператива осталось только 8 построек. Их владельцы соглашались подписать заявления на снос, только после того, как им предоставят все требуемые планы и документы по дальнейшему освоению земельного участка. В итоге рабочим, при участии полиции, пришлось сносить оставшиеся гаражи, как самострой.
Насколько правомочны такие действия?
Мнение юриста
Одного факта, что гараж построен из бетона, недостаточно для того, чтобы считать его капитальным. По закону, капитальное сооружение, это здание, которое неразрывно связано с землей и не может быть перемещено без несоразмерного ущерба для этого сооружения. Капитальным гараж или любое другое здание, может признать специальная экспертная организация. У местных жителей, чьи гаражи снесли, права собственности ни на землю, ни на сами постройки не были оформлены, не были зарегистрированы в Росреестре.
Судя по документам, в 70-х годах этот участок действительно был отведен государством для строительства автостоянки, но речи о капитальных постройках не шло. Земля, на которой стояли снесенные гаражи, была в аренде, ее собственником является государство. Теперь власти решили распорядиться землей по своему усмотрению, это правомерное решение.
Компенсации, которые получили жители, – это цена ресурсов, затраченных на строительство гаражей. А сами здания, как и территория, не являлись собственностью людей. То, что на арендной земле были возведены бетонные здания (капитальными их можно было бы назвать только после соответствующего решения экспертной организации), это было, по сути, на страх и риск тех, кто бетонные гаражи построил. Они должны были понимать, что земля предоставлена для временных строений.
Что нужно было сделать владельцам, для того, чтобы избежать ситуации со сносом гаражей?
Когда в России был принят Земельный кодекс в 2003 году, людям надо было оформить земельные отношения. Если они оформили бы право собственности на землю, зарегистрировали бы на ней капитальные постройки (бетонные гаражи), платили бы налоги, то, конечно, просто так взять и снести их гаражи уже не смогли бы. При этом, конечно, надо было озаботиться, чтобы земля была обязательно выделена именно под капитальные, не временные постройки.