Спор между ТСЖ и застройщиком: кто заплатит за обрушенные с фасада кирпичи?

В Санкт-Петербурге составлен протокол об административном правонарушении в отношении одного из ТСЖ. Госжилинспекция считает, что были нарушены правила содержания и ремонта жилых домов.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ, виновный – юридическое лицо, – может заплатить штраф 50 тысяч рублей.

Кирпичи с фасада обрушились еще в начале этого месяца, но споры идут до сих пор. ГЖИ и районная прокуратура возложили всю ответственность на ТСЖ, именно ему предписано устранить аварийность дома.

ТСЖ объясняет, что дом был сдан с дефектами, и это подтверждено экспертизами. Судебное разбирательство между ТСЖ «Шуваловское-3» и застройщиком, состоявшееся несколько лет назад, обязало строительную компанию провести капитальный ремонт фасада. Но это сделано не было. Также, в свое время ТСЖ попыталось включить дом в городскую краткосрочную программу капитального ремонта, но ему было в этом отказано. Удалось лишь добиться частичной замены кирпичной облицовки дома в 2021 году за городской счет по программе ликвидации аварийности.

Сегодня же, по словам чиновников, остается единственный вариант – ремонт за счет собственников. А это огромная сумма, т.к. потребуется демонтаж аварийных элементов, восстановительные и сопутствующие работы.

Средства на капремонт члены ТСЖ «Шуваловское-3» собирают на специальный счет. Ошибочно считается, что это является препятствием для включения жилых домов в городские программы капитальных ремонтов, в том числе краткосрочных. Очередность ремонта определяется после оценки состояния многоквартирного дома (МКД) – его физического износа и технического состояния. Но при этом собственники вправе принять решение о капитальном ремонте, используя средства со спецсчета и без включения в краткосрочный план.

В Москве уже много лет существует программа мониторинга жилого фонда, проводимая Мосжилинспекцией. Ежегодный осмотр и объективная экспертная оценка состояния МКД (к которой постоянно привлекаются специалисты Группы ЮСТЭ), как раз дают возможность корректировать сроки проведения капитального ремонта, особенно в случае аварийного или предаварийного состояния элементов.