И это очень внушительная цифра. Многие специалисты связывают такое положение с тем, что с 2021 года Росстандарт лишился полномочий по контролю и надзору в строительной сфере.
По оценкам различных отраслевых ассоциаций, объем оборота только строительной продукции, по которой не проводятся контрольно-надзорные мероприятия, составляет почти 2 триллиона рублей. А объем продукции, не соответствующий обязательным нормативно-техническим требованиям – порядка 314 млн рублей.
Также, после упразднения контроля отечественный рынок наводнила некачественная и фальсифицированная строительная продукция. На сегодняшний день она занимает более четверти всего рынка стройматериалов. Выросла доля оборота продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Например, оборот фальсифицированной кабельной продукции достиг 40%, сухих строительных смесей вырос до 30%, цемента – до 21,3%, радиаторов отопления – до 15% и т.д. Также эксперты связывают огромные разрушения зданий после стихийных бедствий, в том числе, и с плохим качеством строительных материалов, и отсутствием контроля за качеством строительства.
По мнению Росстандарта, сейчас сложились более, чем благоприятные условия для рынка фальсифицированной продукции, т.к. продавать можно фактически без сертификатов. В сложившейся ситуации необходимо возвращать госконтроль, и это потребует объединения отраслевых производителей. Такую позицию также поддерживают Минстрой и Минпромторг.
Ассоциация периодически проводит экспертизу строительных материалов и по своей инициативе, и по просьбам застройщиков и частных лиц. И из десяти образцов, проверенных в аккредитованной лаборатории, только один проходит проверку. Однако, даже при выявлении фальсификата, его невозможно убрать с рынка, т.к. таких полномочий нет уже ни у одного госоргана.
Министерство промышленности и торговли также согласно, что отсутствие госконтроля приведет еще к большему объему фальсифицированных материалов. А это увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью людей, росту потерь дохода государственного бюджета. Должный контроль и надзор постепенно решит проблему контрафактной продукции. Например, введение обязательной сертификации в цементной промышленности позволило за 5 лет снизить оборот фальсификата, а за счет увеличения производства на российских заводах увеличить налоговые отчисления.
На сегодняшний день установлены принципы технического регулирования по проведению государственного контроля. КОАП России определило наказание за нарушение технических регламентов и требований к продукции. Но при этом не определен государственный орган, который будет наделен полномочиями и станет ответственным за контроль рынка строительных материалов. Без этого, фальсификата и некачественной продукции меньше не станет. Для строителей, да и для обычных потребителей, затеявших ремонт, такое положение вещей, к сожалению, чревато и финансовыми потерями, и большим риском не только для здоровья, но и для жизни.
С учетом частого использования фальсифицированных и некачественных строительных продуктов, растут и разбирательства о качестве и возведенных зданий, и проделанного ремонта. Зачастую даже сами строители не могут разобраться, с какими материалами им приходится работать. Что уж говорить про обычных потребителей. Пока во всех этих спорах сможет помочь только строительная экспертиза.