Такую цифру озвучили в Министерстве транспорта. И эти лифты необходимо заменить до 15 февраля 2025 года, далее их нельзя будет эксплуатировать.
Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, лифты, которые уже отслужили 25 лет, нужно заменить до 15 февраля 2025 года, то есть чуть меньше, чем за год. В Министерстве транспорта уточнили, что в стране насчитывается 545 тысяч лифтов в многоквартирных домах (МКД). Больше двух третей из них подлежат замене. Насколько же реально произвести необходимую замену в установленные сроки?
По этому поводу дали пояснения и в Национальном лифтовом союзе – оказывается, необходимая замена лифтов должна была быть завершена изначально до 2020 года, согласно техническому регламенту Таможенного союза. Но тогда сам союз продлил сроки. И скорее всего, в последний раз. Вряд ли замену еще раз будут переносить. Но в Национальном лифтовом союзе очень сомневаются, что до февраля 2025 года это возможно выполнить.
В среднем, в России за год происходит от 30 до 60 аварий лифтов. Каждый авариный случай заканчивается травматизацией людей. И, к сожалению, еще и их гибелью – 10-15 человек в год.
Пока ситуация с заменой лифтов безвыходная – как считают в Минстрое. Стоимость одного лифта – от 3 до 5 миллионов рублей. Заменить в этом году нужно 100 тысяч. Получается 300 миллиардов рублей, но взять их неоткуда. Министерство финансов отказало в субсидиях, прямого финансирования из бюджета тоже нет.
Многие жители многоэтажек вообще боятся лифтов. Особенно в последние годы, когда участились случаи аварий в новых домах. Их строят быстро, зачастую некачественно. Падение лифта может быть связано не только с его неисправностями, но и с проблемами в конструкциях дома. За последние пять лет произошло более 300 несчастных случаев, связанных с лифтами. Все они разной тяжести, но есть и очень серьезные. По данным Национального лифтового союза с 2018 года в авариях, связанных с передвижениями на лифтах, погибло более 130 человек. Правительство немного ужесточило правила – вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью лифтов. Но тем не менее, несчастные случаи происходят.
Самые серьезные происшествия происходят в жилых домах. Из последних и самых резонансных – в Москве в мае 2023 года лифт с подростком рухнул с 11 этажа, юноша получил перелом большой берцовой кости. В Краснодаре в сентябре 2023 года лифт с четырьмя пассажирами – среди которых было двое детей – сорвался с восьмого этажа. Двое детей с ушибами и мужчина с переломом ноги были госпитализированы. В Казани в конце декабря 2023 года тоже сорвался с 8 этажа лифт. Пролетев вниз, кабина застряла между первым и вторым этажами. Пассажирка, находящаяся внутри, к счастью, серьезно не пострадала. Но спасателям пришлось серьезно повозиться, прежде чем они освободили девушку. В подмосковных Люберцах во время плановых работ упал лифт с двумя работниками, один из них сломал ногу. Этот случай наиболее резонансный, т.к. на место происшествия приезжал глава городского округа Владимир Волков, который отметил, что Управляющая компания работает спустя рукава.
Не менее часты аварии и в учреждениях, местах большого скопления людей. В Самаре в октябре 2023 года слетела с направляющих и опрокинулась лифтовая кабина в здании торгового центра. Здесь обошлось без травм и гибели людей. А в Перми с высоты 4 этажа сорвался лифт в больнице. В нем находилось 14 человек, из них трое получили легкие травмы.
Так что, ситуация серьезная, тем более, что идет речь о жизни и безопасности людей.
В период с января по ноябрь 2023 года – по информации Национального лифтового союза – в России выпустили 24,9 тысячи лифтов. В полной мере это не обеспечивает необходимое количество лифтов по стране. Но при этом заводы могут выпускать в разы больше оборудования. Такое положение вещей объясняется тем, что застройщики зачастую выбирают азиатское оборудование и не перешли на полноценное обеспечение новостроек российскими лифтами. Хотя по отзывам, к российским тоже много нареканий. Специалисты называют многие отечественные лифты «задумчивыми», т.к. открытие дверей на этажах происходит после ощутимой паузы, и сравнивают такие лифты с механизмами из 50-х годов.
Сейчас замена и ремонт лифтов возможны по двум схемам. С общего счета в Фонде капитального ремонта, когда деньги на замену лифтов выделяются по мере их износа, там, где это требуется сделать в первую очередь. Второй вариант – оплата замены со специального счета. Как правило, такие счета есть в бывших кооперативах, домах ЖСК, где собственниками являются все жильцы.
В Москве и Санкт-Петербурге ситуация с заменой лифтов обстоит нормально за счет высоких взносов на капремонт. А вот в регионах, где эта сумма ниже, все не совсем радужно. Например, в Москве минимальная ставка за капремонт одна из самых высоких в стране – 25,58 руб. за 1 кв. м в месяц. В среднем же по стране эта сумма составляет 10,12 руб., и этого, как считают эксперты, очень мало. В комитете по ЖКХ и строительству Минстроя говорят, что сроки замены лифтов будут перенесены. Скорее всего до 2030 года. Неисправные лифты, и те, у которых закончился срок эксплуатации, будут отключать. Средства на замену будут использоваться из тех, что перечислены выше – из общего Фонда капремонта или спецсчетов собственников по их распоряжению. В регионах возможно проведение программы софинансирования с местными бюджетами.