Министерство строительства России подготовило поправки в Градостроительный кодекс. Они должны совместить проведение государственной экспертизы проектной документации с экологической и историко-культурной экспертизами.
Например, предполагается, что первые две экспертизы будут проводиться одновременно – по принципу «одного окна». В результате, инвестиционно-строительный цикл должен сократится на три месяца. И немаловажно, что для работ по сохранению памятников будет достаточно одной государственной строительной экспертизы проектной документации. Это в случае, если затрагивается конструктив зданий. Если закон одобрят, то он вступит в силу с 1 сентября этого года.
Традиционно, мнения по поводу необходимости нововведений, разделились. Например, в Союзе промышленников и предпринимателей уже нашли слабые места в новой трактовке норм.
Часть специалистов считает, что подрядчики и инвесторы начнут отказываться от историко-культурной экспертизы совсем, ограничившись строительной. В итоге мы рискуем потерять эстетическую и историческую ценность памятников. Кроме того, произойдет смешение полномочий органов охраны культурного наследия и строительных ведомств, т.к. законопроект затрагивает и выдачу разрешений на строительство.
Члены Российской академии архитектуры и строительных наук вошли в комиссию, где рассматриваются вопросы историко-культурной экспертизы при строительстве. Комиссия была создана недавно, но уже успела подготовить предложения для федеральной экспертной группы РСПП. Сейчас туда входят десять специалистов – представители Главгосэкспертизы, Союза архитекторов России, сотрудников научных и проектных институтов, архитектурного университета, а также компании «Атомстройкомплекс», работающей с историческими зданиями.
Эксперты комиссии считают, что сейчас властям непросто находить подрядчиков на такие объекты, тем более инвесторов: мешают многочисленные противоречия в законодательстве. Предложения, которые подготовлены, нацелены на то, чтобы сделать восстановление и приспособление зданий к современным нуждам прозрачными, понятными и прогнозируемыми. Они считают, что все эти предложения хорошо укладываются в канву законопроекта Минстроя, хотя и готовились независимо друг от друга. В частности, речь идет об оптимизации института обязательной государственной историко-культурной экспертизы. Сейчас ее проводят аттестованные Министерством культуры России физлица. Их заключения основываются на личном профессиональном опыте и не являются системными. Поэтому часто, хотя и не всегда обоснованно, их подозревают в недобросовестности или материальном интересе выдать то или иное заключение. Поэтому необходим единый подход, чтобы исключить противоречивые выводы разных экспертов.
Сейчас рассматривается два варианта. В первом случае – передать процедуру учреждению, подведомственному российскому Министерству культуры или непосредственно Главгосэкспертизе. Что позволит унифицировать практику по всей России. Если четко прописать в законодательстве, что цель исследования – определить предмет охраны того или иного объекта, вероятность споров уменьшится, а экспертное заключение будет восприниматься как окончательный вердикт. Сейчас оно 45 рабочих дней находится в органе госохраны на согласовании, проходит общественное обсуждение, но даже после этого может подвергаться сомнению. Во втором варианте полномчия предлагается поделить между структурами Минкультуры и Главгосэкспертизы. Одно ведомство будет обосновывать включение здания в реестр культурного наследия, изменение его категории, границ защитной зоны и пр. Другое будет изучать техническую документацию с точки зрения обеспечения безопасности проведения работ и пребывания людей в дальнейшем в здании. Есть и другие предложения. Убрать полномочия Минкульта РФ на принятие решений о перемещении памятников регионального и местного значения, передать решение таких вопросов на уровень российских субъектов. К примеру, метод щадящего переноса в целях сохранения объекта. Если же у здания под снос имеются признаки объекта культурного наследия, комиссия может посчитать целесообразным откладывать разбор конструкций на 90 дней. За это время специалисты смогут подтвердить, действительно ли здание представляют ценность. Также предлагается уменьшить сроки согласования экспертного заключения в управлении охраны памятников с 45 до 20 рабочих дней, из которых 10 оно должно быть доступным в Интернете.