Вопрос финансирования программы замены лифтов пока остается нерешенным

Мы уже писали о том, что в замене нуждаются более 100 тысяч лифтов жилого фонда. Согласно требованиям регламента Таможенного союза, до 15 февраля 2025 года необходимо заменить лифты, которые отслужили уже 25 лет. Что же изменилось в этом направлении за последние четыре месяца?

Глава Министерства строительства И.Э. Файзуллин уточнил планы правительства и ведомства по модернизации жилищно-коммунальной сферы на замену лифтов – на эти цели может быть выделено 4,5 трлн рублей. Но до сих пор федеральные власти и отраслевые ведомства ищут оптимальные решения.  Предстоит подкорректировать несколько направлений в сегменте ЖКХ, что будет способствовать более эффективному использованию выделенных финансов.

Министр строительства отметил, что еще необходимо принять ряд законодательных решений и использовать внутренний потенциал отрасли – повысить контроль за инвестиционными соглашениями, уточнить параметры лицензирования управляющих компаний. Также планируется усилить роль жилищных инспекторов в этом вопросе.

Также в министерстве считают, что необходимо пересмотреть подходы капитальных ремонтов разных типов домов, т.к. дом с лифтом, не может платить столько же за ремонт, как и дом без лифта. Это совершенно разные подходы. Есть ряд российских регионов, которые уже приняли подобные решения, и теперь они находятся в более выигрышном положении.

В целом, вопросы обновления лифтового парка находятся на особом контроле. Сформирована «дорожная карта», которая внесена в правительство на обсуждение и подписание. Предполагается, что реализация «дорожной карты» позволит перейти на прямые закупки у производителей, установит систему контроля — от производства лифтов до их замены в определенный срок. В этих целях в рамках реализации «дорожной карты» необходимо будет навести порядок в лифтостроении и обеспечить условия для того, чтобы ведущие отечественные заводы имели технологические возможности по выпуску современных и качественных лифтов, оборудованных всеми необходимыми системами для безопасности и контроля движения.

В 2023 году в стране уже поменяли почти 17 тысяч лифтов по программам региональных операторов и еще тысячу – по спецсчетам. В целом же, по оценке министерства строительства, к 2026 году нужно заменить 78 тыс. лифтов.

Но решить задачу по замене до 2026 года такого количества устаревшего оборудования, будет непросто. В 2023 году число замен подъемных устройств в домах выросло, в I квартале 2024-го динамика также положительная, но до заявленной даты времени остается немного, поэтому гарантированно решить эту проблему точно в срок можно было бы только при условии выделения дополнительной бюджетной поддержки и продления срока службы части старых лифтов —  Вице-президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров уверен, что  «при хорошем и качественном обслуживании старые лифты могут безопасно работать».

Представители отрасли также обращают внимание на недочеты действующей системы финансирования капитального ремонта. Взносов собственников жилья на капремонт в некоторых субъектах недостаточно для того, чтобы заменить лифты. Во-первых, потому что сам размер взноса небольшой. Во-вторых, помимо лифтового оборудования в доме есть еще и другие инженерные сети, крыша, фасады и пр. Возможно, что властям ряда регионов придется решиться на непопулярные меры и пойти на увеличение размера ежемесячного взноса на цели капремонта. Одновременно могут быть задействованы и другие механизмы, например, в деле замены лифтового оборудования можно прибегнуть к частному партнерству. В любом случае, мероприятия по замене лифтового оборудования в жилых домах не должны носить чрезвычайный характер. Однако вопрос их финансирования пока остается нерешенным.